Астроотпуск на высокогорной обсерватории в горах Северного Кавказа

Еще зимой я и двое любителей астрономии из Марий-Эл — Владимир Батухтин и Павел Пономарев запланировали съездить к августовскому новолунию на машине Владимира на Кавказ, в мекку российской астрономии — САО (Специальная Астрономическая Обсерватория) РАН. Обсерватория расположена в Карачаево-Червессии, в 40 км от станицы Зеленчукская на отроге горы Пастухова (2070м над уровнем моря).
Списавшись с руководством высокогорной астрономической станции, расположенной на том же склоне горы рядом с САО, договорились о проживании там в течении 12 дней с 12 по 24 августа. Стоимость проживания — как в недорогом хостеле. Условия проживания — двухместные комнаты с двумя кроватями, столиком и обогревателем, туалет и душ, а также кухня с плитой и холодильником в главном корпусе обсерватории.

С собой мы запланировали взять 16″ (40см) добсон Владимира, солнечный телескоп Coronado PST и мой астрофото-сетап, состоящий из астрографа для съемки звездных полей на базе 66Ed и монтировки SW Star Adventurer с автогидом, а также фотоштатива с полнокадровой камерой и широкоугольным светосильным объективом для съемки астропейзажей. Также мы взяли с собой про запас туристическое снаряжение для возможного похода в горы и (при необходимости) ночевки в пути.
Чтобы добраться до САО, нам предстояло проехать более 1800 км. через Чебоксары, Саранск, Пензу, Саратов, Волгоград,Элисту и Ставрополь.
И так, ранним утром 11 августа мы выехали на машине Владимира, договорившись с ним сменяться через полдня пути за рулем и заночевать на подъезде в Волгоград в населенном пункте Дубровка. Для этого мы заранее (три дня назад) забронировали там номер по 1200р. за три спальных места.
В целом, двухдневный путь до САО пошел без особых приключений. Вокруг всю дорогу была жара, и если бы не кондиционер в машине, нам было бы не сладко. И вот, на закате 12 августа мы поднялись на по 16-километровому серпантину и увидели на одном из поворотов почти у вершины захватывающую картину долины реки Зеленчук и окрестных гор. Через пару минут за поворотом показался БТА и другие обсерватории. Мы были счастливы, что наконец, через два дня пути увидели горы и можем насладиться высокогорным звездным небом Кавказа.
На верху нас ждала девушка по имени Алёна, заселившая нас и объяснившая нехитрые правила жития-бытия на высокогорной станции…

Устроившись на станции, в ночь с 12 на 13 августа я пошел на БТА, чтобы поснимать астропейзажи и «половить» в кадре Персеиды. В этом году активность максимума метеорного потока Персеид при яркой луне была не высокая. Тем не менее, мне удалось снять метеор потока Персеид над Большим Телескопом Азимутальным (БТА).

Утром 13 августа мы произвели инвентаризацию привезенных продуктов и запланировали меню на ближайшие дни. Чаще всего, оно состояло из каш или макарон с тушенкой «по флотски» (тушенку мы привезли с собой), непременного салата из свежих овощей, яичницы с помидорами, супа из рыбных консервов, а также фруктов и оладев с джемом на десерт. Один раз мы сварили капусту с тушенкой. В нашем распоряжении была электрическая плита, два чайника, два холодильника и полный комплект посуды. В общем, в горах мы без особого затруднения варили сами, не голодали и не питались пакетиковыми «дошираками».

Вечером 13 августа, пока не взошла Луна, снова снимал астропейзажи в ожидании появления в кадре метеоров потока Персеиды. Мне на этот раз повезло больше, чем в прошлую ночь. Мне посчастливилось поймать сразу два метеора потока Персеид в одном кадре на фоне Млечного пути и обсерватории КаДар. Снимок показался удачныйм не только мне, но и посетителям моей ленты в соцсетях и темы по Персеидам Астрофорумов. Этой же ночью, пока камера снимала серию кадров, понаблюдал жемчужины южного неба в 40см добсон Владимира и в 80мм бинокуляр ТЗК.

Утром 14 августа прошлись по окрестностям. Побывали на крупнейшем телескопе Европы — 6-метровом БТА и соседних телескопах, в том числе, метровом Цейсс-1000. Поснимали красоты, открывающиеся с двух километровой высоты. За 11 лет с момента предыдущего посещения вершина отрога горы Пастухова, где расположена цепочка обсерваторий, включая САО, заросла лесом деревьев.

В тот же день попутно со спуском в Буково за продуктами, через 22 года снова посетил источник целебной газированной воды на притоке реки Зеленчук — Гороховая балка. Источник расположен в 200 метрах выше моста на выезде из посёлка астрономов Буково. За эти годы источник был облагорожен — над ним появился каменный павильон. Но добираться до него все так же надо по каменистой тропе вдоль горной речки. Вода из этого источника не может бутылироваться, т.к. за ночь теряет свои свойства. Поэтому, пить целебную для желудка воду лучше на месте. Напился ледяной чудо-воды из источника и не подхватил обострение танзилита. Видимо, водичка точно не простая. Водичка в бутылке простояла без изменений сутки, но на вторые сутки уже была без запаха и вкуса.

Днем 15 августа спустились на машине с горы и посетили аланские храмы в 2 км от Нижнего Архыза — первые христианские храмы на территории России. Им около тысячи лет. При въезде на территорию расположения храмов рядом с КПП САО с нас попросили 150р за человека. В стоимость входит посещение двух старых храмов (среднего и северного), а также нового действующего храма и каменного идола-статуи «Воин-тюрок», памятника 8-12в. Храмы имеют необычную архитектуру, свойственную старинным зданиям Кавказа. Внутри почти не сохранились какие-либо фрески. Вокруг храма кое-где сохранились захоронения. Статуя-идол на берегу Зеленчука и сами храмы с окрестностями оказались прекрасными объектами для съемки панорам. Опробовал эту функцию на своем телефоне и счел ее «годной». Хотя, конечно, покадровая съемка с нормальной камерой и сшивка панорам на ПК дает более высокий результат, делать быстрые панорамы на лету при помощи смартфона и тут же выкладывать их в сеть — удобно и оперативно.

В первые же ясные ночи 15/16 и 19/20 августа успешно опробовал на высокогорном небе Северного Кавказа мой портативный астрофото-сетап, состоящий из монтировки Sky-Watcher Star adventurer с портом автогида на треноге от EQ1, автогида из искателя SW 8х50 и ПЗС-камеры QHY-6, фотокамеры Canon 350D и, собственно, трубы астрографа SW 66ED Equinox с редьюсером-флеттнером WO 0,8x Type III. Изначально этот сетап планировался для дальних поездок и перелетов в фото-рюкзаке с ручной кладью. В настоящий момент трубы астрографа и гида обогреваются для защиты от росы грелками R-Sky. Если бы не они — снимать с ним в условиях высокой влажности в горах было бы попросту не возможно — оптику мгновенно покрыло бы росой.
Для тестирования сетапа заснял туманности «Лагуна» и «Трифида» в Стрельце (М8 и М20).
Сделал серию из 10 кадров по 5 минут. Получилось достаточно качественно для бюджетного астрофото-сетапа стоимостью менее Килобакса.
В ходе съемки у сетапа были замечены несколько минусов. Прежде всего, это сдвиг центра тяжести трубы с камерой и корректором, вносящий разбалансировку по Дельта, в результате чего время от времени в кадрах появлялись подвижки, хотя труба достаточно крепко была закреплена. Для устранения этого недостатка мною уже были закуплены длинный ласточкин хвост и кольца диаметром 70мм. Также было замечено «недержание» фокусером веса камеры при наведении и фокусировке на объекты с большой высотой. При перекладке фокусировка также сбивалась. Видимо, как-то придется решать эту проблему заменой фокусера, или установкой электропривода. В остальном, сетап показал себя вполне соответствующим ожиданиям. При хорошей фокусировке звезды даже по краям кадра были практически круглыми. На данный момент у меня это лучшая по качеству снимков оптика.

В ночь с 15 на 16 августа 2017г. сходил снимать Млечный путь над БТА. За пару часов отснял несколько панорам и отдельных астропейзажей. Всю дорогу меня сопровождала местная собачка по кличке Чера. Когда я было собрался уходить, она так обрадовалась, что подскочила ко мне и встав на задние лапы положила передние лапы на мои ноги. Затем она радостно побежала, оглядываясь назад, как бы призывая меня идти с ней. Ну как тут не пойти! А можно было еще поснимать.

17 августа решили покорить соседнюю гору Пастухова (высота ~ 2800м). Вышли до обеда налегке: взяли только воду, фотокамеру со штативом и дождевики. По дороге постоянно останавливались, любуясь пейзажами и снимая панорамы на камеру и телефоны. По дороге на вершину горы встретили табун лошадей и отару овец с пастухами-карачаями. Не далеко от вершины на юго-восточном склоне горы нам встретилась «альпийская долина» с чудными цветами. Как достигли вершины — на нее наползла грозовая туча. Убегали от нее с горы под раскаты грома за спиной. От воды спас дождевик. От молний — скорость и выносливость. Но вершину то мы покорили! Пока спускались, встретили двух парней, шедших к вершине. Предупредили их об опасности попасть в грозу, а те беспечно отмахнулись от нас, сказав, что ветер им благоприятствует (а это был ложный ветер, не влияющий на движение тучи). Не знаю, как они там покоряли вершину, но за нами следом все горы покрылись тучами и были слышны раскаты грома. К слову, пока мы ходили по горам, не смотря на редкие появления солнца, открытые части кожи на руках, шея и часть лица успели покраснеть от загара. Все-таки, в горах ультрафиолета больше, чем в долине. Поход в горы с экстремальным спуском запомнится нам надолго. Считаю, что сходили не зря. Иначе бы жили в горах, а в поход из-за погоды так и не сходили.
Ночь и весь следующий день отдыхали после «восхождения». Хотя, можно было ночью понаблюдать, погода позволяла. Но здоровье важнее!

Под утро 19 августа перед сном после ночных наблюдений решил принять душ, вышел на улицу и онемел! На утреннем небе Луна и Венера устроили свидание… Рядом с куполом обсерватории на предрассветном небе наблюдалось соединение Венеры с Луной.
Позабыв о дУше, сбегал за камерой и штативом, чтобы запечатлеть на память такую красоту… Кое-что вроде бы даже получилось.

После обеда 19 августа предприняли экскурсию на БТА — крупнейший оптический телескоп Европы (когда-то и всего мира). Диаметр его зеркала — 6м. Этот первый в мире телескоп с компьютерным управлением на альтазимутальной монтировке. Теперь во всем мире вслед за нами делают большие телескопы на такой монтировке.
Мда, 25 лет назад я проходил практику на БТА, даже бывал в стакане главного фокуса. Теперь для посещения телескопа в качестве туриста пришлось купить билетик за 150р. Сохранил его на память.
Экскурсия прошла немного быстрее, чем я предполагал. Пока экскурсовод рассказывал о телескопе, удалось посниматься на фоне БТА, видимого через смотровое стекло. После экскурсии мы купили в фойе магнитики и другие сувениры на память о посещении БТА. Возвращались на станцию под накрапывающим дождем. На память об экскурсии остались снимки у БТА и внутри купола «мегателескопа».
Справочно: БТА («Большой Телескоп Азимутальный») — крупнейший в Евразии оптический телескоп с диаметром главного монолитного зеркала 6 м. Установлен в Специальной астрофизической обсерватории (САО) на Северном Кавказе (Карачаево-Черкессия, Нижний Архыз, близ станицы Зеленчукская). Являлся самым большим телескопом в мире с 1975 по 1993 годы. Но и по сей день это самый крупный по массе зеркала и размеру купола телескоп в мире.

19 августа посетили основной рабочий инструмен обсерватории СКАС КГУ — 11-дюймовый телескоп системы Шмидта-Кассегрена Celestron C11 (F=280см, D=28см) на монтировке Celestron CGEm, расположенный в павильоне Шмидта на месте роботелескопа «Астротел-Кавказ». Телескоп находится на стадии автоматизации для удаленных наблюдений.
Мои рекомендации по улучшению сетапа:
1) покупка моторизированного фокусера в главном, или вторичном фокусе (типа FastFocus for Celestron C11 from OPTEC) вместо фокусировки главным зеркалом, как сейчас. https://www.innovationsforesight.com/products/fastfoc..
2) установка трубы гида для более удобного гидирования без проблем поиска звезды для гидирования.
3) покупка редуктора фокуса/корректора Celestron f/6,3 для увеличения светосилы и поля, а также уменьшения фокусного расстояния для более уверенного гидирования (http://celestron.ru/products/reducer-corrector-new).
4) установка ПЗС/CMOS-камеры на искатель.
5) перевод управления на Maxim DL и ACP.

Попутно в тот же день посетили астрономическую станцию ТАУ — дистанционную (удаленную) астрономическую обсерваторию НЦ «Ка-Дар», расположенную рядом с павильоном Шмидта СКАС КГУ. Обсерватория была введена в строй осенью 2010 года. В настоящий момент по техническим причинам она временно не работает.
Основной инструмент обсерватории — российский телескоп Астросиб RC400 «Джигит». Посмотреть обсерваторию внутри нам не удалось. Просто обошли ее и рассмотрели со всех сторон. Попимо купола, в составе обсерватории — жилой вагончик. Наблюдатель НЦ «КаДар» Стас Короткий прожил на обсерватории не один месяц. Видимо, это отличное место, чтобы встретить старость! Хотел бы я иметь такую-же в горах.

20 августа съездили в станицу Зеленчукская на рынок за продуктами. На обратном пути заехали на РАТАН-600 — радиотелескоп Академии Наук. Крупнейший по диаметру телескоп в мире (600м.) расположен на выезде из Зеленчукской по дороге в горы на САО.
Телескоп состоит представляет собой кольцо из отражателей с облучателями. Все облучатели с чувствительными приемниками внутри перемещаются внутри кольца по рельсам. При этом надо соблюдать точность перемещения до 2 мм.
Хочется верить, что вся российская наука не превратится когда-то в экспонат для экскурсий …
Миловидная женщина астроном по имени Маргарита провела для нас эксклюзивную увлекательную экскурсию по радиотелескопу. Узнали много интересного об истории его строительства , принципах работы и текущем положении дел.
Оказывается, центральный облучатель уже не работает — у радиоастрономов нет денег на его модернизацию и обслуживание (какие-то несколько млн. р.).
Теперь это экспонат для экскурсий. В других облучателях вместо чувствительных приемников с глубоким охлаждением из-за нехватки финансирования стоят «горячие» приемники с меньшей чувствительностью, что почти вдвое снижает эффективность наблюдений.
Пожелали на прощание, чтобы государство таки повернулось лицом к науке, пока мы окончательно и безнадежно не отстали от всего мира…
Едва кончилась экскурсия, полил дождь. Снять панораму с холма не получилось, как и 25 лет назад… Видимо, в следующий раз.

В ночь с 21 на 22 августа предпринял маленькую авантюру — попытался снять с высоким разрешением южную часть Млечного Пути (половина из которой у нас в Чувашии практически не вида, тем более, не доступна для астрофотографирования).
Хотел попробовать передать Вам красоту юного неба в подробностях, которые не удастся увидеть и глазом в хороший астробинокуляр.
Для съемки использовал Canon 6D (21Мп) с объективом Canon 24-105/4 (105мм/4) на монтировке SW Star Adventurer с автогидированием.
Сделать все по максимуму не получилось (пришел облачный фронт и наблюдения пришлось срочно свернуть).
Какие -то фрагменты удалось снять по 10 кадров, какие-то по 3, а последний (верхний ) — всего 1.
Предварительно пришлось калибровать и обрабатывать по одному кадру из серии в FitsWork (больше мой двухядерный ноутбук с 2 Гб оперативки не осилил бы).
В итоге после сложения 4х 21Мп кадров в MS ICE получилась 142-мегапиксельная мозаика (TIFF файл размером 562Мб).

Перед отъездом, 23 августа спустились с горы в Буково, чтобы побывать в главном корпусе САО РАН — Специальной Астрофизической Обсерватории Российской Академии Наук. Напросился в гости к Сергею Фабрике — моему бывшему руководителю практики. Сергей Николаевич Фабрика — доктор физико-математических наук, профессор, заведующий лабораторией физики звезд САО РАН. Не смотря на статус, общаться с Сергеем Николаевичем всегда одно удовольствие. Вместе угостились арбузом, попили чай с круассанами, повспоминали прошлое и поговорили о будущем. Оказывается, рядом с БТА под руководством Сергея Николаевича скоро будет построена «батарея» из шести полуметровых роботелескопов для поисковых работ. Деньги на проект есть. Одна проблема — 25% финансирования государство обязывает искать у частных инвесторов. Пожелали ему успешной реализации проекта.
Приятной неожиданностью стала встреча с Геннадием Валявиным, окончившим Кафедру Астрономии в Казани. Сейчас он — кандидат физико-математических наук, старший научный сотрудник САО, специалист мирового уровня по экзопланетам и … душа проекта создания планетария на Буково.
К слову, здание планетария уже построено и сейчас оно используется под общежитие аспирантов. Решается вопрос о закупке самого оборудования планетария… Надеюсь, к следующему моему приезду он будет работать!
Напоследок пообщались со студентами из Питера и Казани, проходящими практику у С.Н. Фабрики. Вспомнил про студенческие годы, узнал, как и чем живут сейчас студенты-астрономы.
Не смотря на проливной дождь за окном, поездка на Буково в гости к молодости прошла душевно и незабываемо!

Вечером того же дня вспомнил, что взял с собой кимоно посниматься на фоне гор. Попросил Павла помочь мне с фотосессией. В итоге, после разогрева и «пристрелки» удалось сделать на память несколько хороших снимков типа «Ояма в горах».

Вечером 24го августа я и мои два товарища из Марий-Эл приехали из Нижнего Архыза в Краснодар, в гости к Александру Иванову — руководителю обсерватории КубГУ. Сказать, что это живая легенда наблюдательной астрономии в России, это не сказать ничего. 30лет назад я находил в первый раз в жизни жемчужины неба по его атласам, знакомился с людьми по его самиздатовскому журналу, и был в курсе астрономических событий благодаря ему в то время, когда интернет ещё не существовал. Спасибо, Александр!
На крыше КубГУ силами Александра и единомышленников появилась настоящая профессиональная обсерватория с 6-ю куполами и множеством современных астрономических инструментов. Нам удалось посмотреть Сатурн в центре Краснодара в 250мм телескоп Meade LX 600 с самонаведентем и самоведением. Причем, все это без компьютера — сам телескоп это умеет.
А еще, за вечер мы прослушали несколько замечательных лекций по астрономии, потрогали руками Луну (лунные метеориты) и прикоснулись к космодрому Восточный (потрогали кусок ковша экскаватора, использовавшегося при строительстве этого космодрома).
Жаль, погода не позволила посетить астрослет Мезмай. Но мы решили, что ради одной ночи, тем более, пасмурной, туда ездить не стоит. Приведем в следующий раз отдельно.
Спасибо Александру и Вадиму за гостеприимство и прекрасный вечер под сводами обсерватории КубГУ.

Обратная часть пути домой из Краснодара не обошлась без приключений. На пути между Ростовом-на-Дону и Волгоградом нас остановили полицейские и потребовали выплатить штраф за пересечение «сплошной невидимой линии», о существовании которой, якобы, указывал временный знак (запрещавший на подъеме обгон).
Затем, на подъезде к Волгограду вечером 25го августа мы заметили огромное темное облако на горизонте. Когда подъехали ближе, поняли, что это дым от сильнейшего пожара. Судя по новостям на местных интернет-ресурсах, пожар вспыхнул в районе села Оленье. Мы и не думали, что он может коснутся нас.
Как стали выезжать из Волгограда после заправки, попали на подъеме в гигантскую пробку, почти в ее начало. За нами выстроились километры машин! Такой большой пробки я в жизни не видел. В пробке простояли три часа!
Пока стояли, видели, как слева от нас проезжают многочисленные пожарные машины и колонны с автобусами, сопровождаемые автомобилями ГИБДД.
Оказывается, трассу Волгоград-Сызрань решено было перекрыть из-за нулевой видимости. В итоге, выбравшись из пробки мы проехали лишь несколько километров по почти пустой дороге, как нас остановили полицейские и потребовали припарковаться у придорожной гостиницы в Пичуге. К счастью, в гостинице оказались свободные номера (по 2т.р. за ночь). Отреагировали быстро- купили что было (номер с двумя двухспальными кроватями, кондиционером, маленьким телевизором, душем и туалетом). Иначе бы пришлось спать в машине. Приняли решение выспаться и утром часов в 5 действовать по обстоятельствам. Пока готовились ко сну, выбрали пару объездных вариантов, каждый из которых на 150 и более километров больше, чем прямой путь из Волгограда в Саратов. Я ложился спать с твердой мыслью, что к утру все нормализуется. Проснувшись утром, мы узнали, что трасса все еще закрыта. Вокруг летали вертолеты МЧС и прямо рядом с нами набирали воду из Волги в емкости, подвешенные снизу на тросах.
Пока мы завтракали, прошла новость, что трассу таки открыли (в 6 утра). Половина столовой в гостинице сразу опустела. Мы решили доесть, дождаться, пока первый поток уедет, но не слишком «тормозить», иначе после наступления жары ситуация имеет все шансы снова ухудшиться.
Выехали через 15 минут. Пока ехали до села Оленье, слева вдоль трассы наблюдали выжженную до горизонта степь. Дорога оказалась естественным препятствием для пожара. Поселки Дубровка и Оленье ночью были эвакуированы. Кроме полиции и сотрудников МЧС там были лишь несколько владельцев гостиниц. Слава Богу, населенные пункты удалось отстоять от огня.
Но над нами все еще летали вертолеты и пожарный самолет-амфибия МЧС. Мы наблюдали, как они «заправляются» в Волге водой и тут же сливают ее совсем недалеко от дороги. Кое-где у дороги тлели очаги пожара, а в низине был смог… Решили километров 50 не открывать окон и не включать кондиционер. Едва дотерпели, но проехали…

В 20 часов вечера 26 августа я благополучно выгрузился у дома и попрощался с друзьями-товарищами по путешествию. В голове была одна мысль: — «Наконец-то я дома!»
Проделав путь длинной более 4 тысяч километров (из которых 1.5 тысяч сам сидел за рулем) осознаешь, что все это было ради того, чтобы понять, как же дома хорошо! Закончился мой двухнедельный астроотпуск в горах. Несомненно мне и моим товарищам он запомнится на всю жизнь. Да, я соскучился по танго, каратэ и работе, а значит, отдохнул хорошо.
Спасибо всем, кто помог мне в этом, особенно друзьям-товарищам по скитаниям — Владимиру и Павлу из Марий-Эл.
До встречи, горы! Мы не прощаемся! В следующий раз привезу к вам ещё больше друзей!

Об авторе vazhorov

Э.В. Важоров. Популяризатор астрономии и астрофотограф из Чувашии. Специалист по настройке оборудования и ПО обсерваторий, Full-stack веб-разработчик, Python-коуч, сисадмин, SEO-эксперт, ИТ-журналист, инструктор по самообороне и танго.
Запись опубликована в рубрике Астрономические мероприятия, Астрономические наблюдения, Астротуризм, Астрофотография, Обсерватории с метками , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.